«(Анти)симфония». К 90-летию со дня рождения гения»

22 апреля 2024 г.
Открытые встречи

21 апреля в Центре «Немцы Алтая» состоялась встреча, посвященная творчеству выдающегося советского и российского композитора Альфреда Шнитке.

Ведущей выступила Даяна Гофман – основатель, художественный руководитель и дирижер оркестра «Новая Москва». Даяна рассказала об удивительной и непростой творческой судьбе Альфреда Шнитке, русско-немецкого гения, через призму трех его великих сочинений – «Requiem», «Первая симфония» и «Танго в сумасшедшем доме». Встреча получилась очень интерактивной и живой, наполненной глубоким смыслом и дающей качественно новые мысли для размышлений. Каждый посетитель мероприятия получил для себя нечто очень ценное: интересный опыт, новые нейронные связи, неподдельный интерес к тому, чтобы продолжить погружать себя в искусство через классическую музыку уже самостоятельно, а кто-то нашел для себя вдохновение и опору.

 

Своими впечатлениями о встрече делится преподаватель по классу скрипки из Детской школы искусств №3 Татьяна Перехрест:

 

«Я, как преподаватель в музыкальной школе, была рада получить приглашение на мероприятие от одной из своих учениц, которая посещает ваш Центр. Был интересный момент записи мыслей, наших ассоциаций под музыку, которую сочинил Шнитке. Конечно, интересный опыт. Я даже возможно буду практиковать это у себя на каких-то занятиях, потому что глубже начинаешь слушать музыку, и воспринимать произведения несколько иначе. Прекрасные впечатления, хорошее настроение. Впервые была в вашем Центре и, надеюсь, мы еще как-нибудь с вами посотрудничаем».

 

Елена Клепикова, частая посетительница мероприятий нашего Центра, тоже не осталась равнодушной к теме встречи и творчеству выдающегося композитора:

 

«Сегодняшняя встреча была не только интересна, но ещё и полезна с точки зрения формирования новых нейронных связей. Спасибо организаторам за возможность познакомиться с такой творческой личностью и, конечно, большая благодарность Даяне Гофман, которая рассказала нам о гении советского и российского композитора А. Шнитке. Честно признаюсь, с его музыкальным наследием была не очень знакома, некоторые его произведения казались весьма сложными и необычными для меня, как неподготовленного слушателя. Поэтому от встречи были определенные ожидания, которые в полной мере оправданы. Даяна весьма подробно рассказала о том, что повлияло на Шнитке как на музыканта. Во время прослушивания предложенных произведений присутствующие попробовали представить и записать образы и ассоциации, которые у них возникли. Кроме прочего Даяна порадовала участников встречи своей прекрасной игрой на фортепиано. Я очень рада, что побывала на этом мероприятии».

 

После встречи мы пообщались с Даяной, задав ей несколько вопросов:

 

– В чем величие Альфреда Шнитке и какое место занимает его творчество в контексте всей классической музыки, которую мы знаем?

 

– Прежде всего, нужно сказать, что Шнитке – гений. Гений бесспорный, гений, который уже огромным количеством выдающихся сочинений заслужил это звание. Хотя я не думаю, что он когда-то стремился его заслужить. Есть такая поговорка, что гения оценивают по его достижениям. То есть, если композитор или любой другой творец создал что-то гениальное и выдающееся, и даже если все остальное не является таким же выдающимся, он все равно гений, потому что он дошел до этого уровня. Шнитке почти в каждом сочинении доходит до этого высочайшего уровня. И это то, что чувствовали его современники, это то, что живет сейчас, спустя уже годы, и я убеждена, что будет жить дальше. Если мы говорим про классическую музыку, на самом деле, это совсем небольшой отрезок в истории всего человечества. То, что мы называем сегодня классической музыкой – это музыка Западной Европы последних пятисот лет. И это в каком-то смысле достижение всего человеческого рода. И сейчас, при таком разнообразии культур, при таком разнообразии всего, чем можно вообще заниматься, мы можем очень мало имен назвать, кого мы можем поставить в один ряд с творцами последних пятиста столетий. И Шнитке является тем человеком, который, бесспорно, продолжает эту линию от Итальянского Возрождения до сегодняшнего дня.

 

– Почему российским немцам важно знать о Шнитке? И что это значит для вас?

 

– Для российских немцев Альфред Шнитке – это особая фигура. История Шнитке такова, что его отец еврей, а мама – немка, и, как он сам говорил, «во мне нет ни капли русской крови, но я рожден на русской земле, и внутри я русский человек». Мне кажется, что такие выдающиеся личности в самых разных сферах – это может быть наука, искусство, предпринимательские достижения – они являются какой-то опорой для любого народа, особенно в сложные времена, а у нас постоянно происходят какие-то сложные времена разной степени тяжести. И Альфред Шнитке для всего русского народа является предметом гордости, и ощущением такого самосознания. Я два года жила в маленькой стране и ко мне подходили и спрашивали: «А каково это ощущать, что Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Стравинский – это все русские композиторы»? И я тогда в первый раз задумалась, как мы богаты на самом деле. Для российских немцев Альфред Шнитке является огромной опорой для самосознания, самоидентичности, для гордости. Потому что это не просто русский композитор, это российский немец. Когда мне предложили выбрать, в каких городах я бы хотела провести открытые встречи на эту тему, я сказала, что я хочу везде, потому что я чувствую в этом какую-то свою миссию, так как я училась у Геннадия Рождественского, который продвигал и помогал всячески Альфреду Шнитке состояться, чтобы его музыка звучала, и я чувствую здесь и русско-немецкую связь, и связь через творчество, и считаю, что каждый российский немец должен знать, кто такой Альфред Шнитке, и я должна объяснять, почему он великий, показывать и ставить примеры, и во всех городах я хочу это сделать в юбилейную дату его 90-летия.

 

– На встрече прозвучали три сочинения А. Шнитке. Слушая музыку, посетители мероприятия выписывали свои мысли, чувства и ассоциации. Как вообще научиться понимать такую музыку, и что дает более близкое знакомство с ней?

 

– Есть, конечно, такое обстоятельство, что определенные стили – они не могут быть стилями музыки, быть стилями музыки для всех. Например, опера и балет создавались в Западной Европе во дворцах. Тратились огромные деньги и это изначально искусства, которые не были придуманы, чтобы быть площадными искусствами. И здесь ничего не поделаешь. Я против того, чтобы какие-то высокие жанры насаждались повсеместно и как-то стремились быть доступными в ущерб каким-то своим качествам, которые составляют их основу. С другой стороны, я понимаю, как человек, который в этом живет, насколько соприкосновение с великой музыкой обогащает личность и душу, и при этом это не просто. Я желаю каждому испытать этот опыт. Здесь нужно понимать, что, конечно, музыка – это язык. Когда-то я жила в другой стране, и первое время, когда я сидела в комнате, и люди вокруг разговаривали на языке, который я не понимала – это был не английский, не немецкий и не французский, – это был редкий язык. И люди сидели и часами разговаривали. Я ничего не понимала и испытывала какую-то ярость и бешенство. Я вроде сижу, я присутствую, я здесь, но я не здесь. И я понимаю людей, которые приходят без подготовки в концертные залы, например, на симфонию Брукнера, на какой-то очень сложный музыкальный язык, и, конечно, без подготовки вы будете чувствовать то же самое. Но я бы начинала с небольших шагов, с того, чтобы, например, сходить на концерт в филармонию и перед этим немного почитать о том сочинении, которое будет звучать. Конечно, это требует подготовки. Это требует, я бы сказала, душевных сил, потому что популярная музыка, к которой я отношусь совершенно нормально, или рок-музыка, которую я тоже люблю, немного все таки напоминает быстрые углеводы, которые ты быстро съел, получил удовольствие и быстро ушел. Но она не проваливается внутрь тебя. А эта музыка тебя меняет. И если вы сделаете определенные усилия, и сможете это раскусить, как такой сложный орешек, классическую музыку, начав с каких-то несложных сочинений (спросите у знакомых музыкантов, с чего они посоветуют вам начать изучать этот язык), вы никогда не пожалеете. Вы никогда не будете прежним человеком. У вас все внутри изменится, и вы почувствуете, как ваша душа выросла в объемах. И именно музыка существует во времени, если мы говорим про другие искусства – книга лежит, и мы можем ее в любой момент прочитать, и живопись в картинных галереях так же, а музыка существует только во времени, в руках исполнителя, которого вы слушаете. И если мы говорим, что весь наш мир – вибрации, то музыка – это вот эти самые вибрации. По идее, это искусство, которое должно быть доступно каждому. Должно заходить внутрь каждого. Я всем желаю испытывать такое же огромное удовольствие, которое испытываю я, и, по сути, все мое музыкальное образование позволило мне, на самом деле, получать это удовольствие.

 

Благодарим Даяну за проведение такой интересной открытой встречи в нашем Центре, желаем дальнейших творческих успехов, благодарной и заинтересованной аудитории на открытых встречах в других городах!