Этнокультурная работа
Языковая работа
Молодежная работа
Социальная работа
Визовые услуги
Auf Altaier weiten
Библиотека

В основе - новая концепция работы

 Новая концепция языковой работы рассматривает обучение немецкому языку как непрерывный, последовательный процесс: родной язык в рамках семьи, немецкий для малышей в детском саду, изучение немецкого языка со 2-го класса в общеобразовательных школах, наличие групп с изучением немецкого языка в вузах, языковые курсы и кружки, творческая работа и участие в программах и конкурсах МСНК, в олимпиадах, в мероприятиях Центров Встреч и других организаций российских немцев.

По статистике количество групп  языковых кружков в нашем регионе остаётся приблизительно на одном уровне. А вот количество языковых групп, изучающих немецкий язык по программе HNN, повсеместно сокращается по ряду причин.  И все же интерес к немецкому языку сохраняется, хотя в крае всеми способами изживается немецкий язык. Давайте остановимся на организации курсов.

Итак, с какой целью взрослые приходят к нам на курсы? Из 26-ти опрошенных слушателей (77% из них – российские немцы и члены их семей)

30% планируют и ждут выезда на ПМЖ в Германию;

11% не исключают возможности выезда в одну из немецкоязычных стран;

15% рассматривают возможность работы или стажировки в Германии;

7% хотят получить профессиональное образование в Германии;

37% - для туризма и контактов с родными, друзьями, проживающими в ФРГ.

Курс изучения немецкого языка рассчитан на 2 учебных года, каждый из которых составляет 168 учебных часов. В числе принципов языкового образования взрослых – широкое использование этнокультурных материалов. Но они на в коем случае  не должны рассматриваться как приложение к изучаемой теме, а являются содержанием учебного процесса. Мною, к примеру, в процессе изучения темы «Образование и профессия» используются пословицы и поговорки из немецкого фольклора; народные приметы из пособия «Обряды немцев Западной Сибири» хорошо увязываются с темой «Погода и природа»; в теме «Здоровье»  можно тренировать идиоматические выражения, которые есть в языке практически к каждой части человеческого тела.

Этнокультурное просвещение российских немцев не ограничивается материалами, изучаемыми на курсах. Пришедшим на курсы мы говорим, что они не просто слушатели языковых курсов, а участники всех мероприятий, которые проводятся в ЦВ: мастер-классов, праздников, фестивалей, неделей немецкого кино, литературных чтений и т.д. Более того, например, в июле 2016 года силами слушателей моей группы был проведён в РНД вечер памяти Эвальда Катценштейна.

Большие возможности для работы над языком и традициями немецкого народа предоставляют летние интенсивные курсы немецкого языка, которые я на безвозмездной основе провожу в течение 5-ти последних лет. План курсов составляется с учётом всех пожеланий слушателей, причем, некоторые из них в течение года курсы не посещают, но с удовольствием занимаются немецким летом.

Мы привлекаем слушателей и к участию в видео-клубе на базе краевой библиотеки имени Шишкова, к участию в мероприятиях Гёте-института, Музея истории  культуры и литературы Алтайского края. Шестой год я веду клуб этнической культуры российских немцев (тоже  на безвозмездной основе). Занятия проводятся в течение 3-х часов каждое последнее воскресение месяца. В содержании занятий – традиции, обряды, история РН с акцентом на характер и образ жизни немцев Западной Сибири. Повышению мотивации к изучению немецкого языка служит и проектная деятельность слушателей наших курсов. Это знакомство с историческими местами Барнаула, связанными с немцами Сибири, участие в митингах памяти, изучение и описание истории своей семьи, традиций РН, составление генеалогического древа и т.д.

Проектная деятельность также должна и может развиваться в творческих работах слушателей. Для этого преподаватели курсов учат своих слушателей азам проектной деятельности. Сама работа на курсах время от времени переживает определённые изменения в своей структуре и формах работы. Например, работу с упражнениями результативнее перенести на дом, а в группе практиковать эффективные методы проверки домашних заданий, делая акцент на говорение в диалоге, полилоге, ролевые игры.

Наши преподаватели, работающие со взрослыми, активно используют технологию Mind-Map для проверки прочитанного. При овладении слушателями этой структурной картой памяти им удаётся совершенствовать навыки в письме, понимании объёмного текста, говорении по опорам и, естественно, в понимании речи на слух. При прохождении отдельных тем, где особое значение имеют диалоги и полилоги, преподаватели используют видео-записи, которые позволяют слушателям взглянуть на себя со стороны и аналитически подойти к собственным умениям.

Слушатели курсов должны уметь правильно оценивать свои умения. Учебники HNN дают рекомендательные материалы для проведения промежуточных и итоговых тестов, но они уделяют недостаточное внимание речевой деятельности слушателей, а хотелось бы, чтобы и её можно было оценивать с точки зрения диапазона говорения, точности высказывания, беглости, связности, умения взаимодействовать. Я думаю, что в будущем на  нашем семинаре мы с преподавателями выработаем критерии оценки языковой деятельности слушателей.

Слушатели занимаются на курсах в течение 6-7 месяцев. Как показывает практика, чтобы результативность нашей работы была более значимой, нужно стремиться к многосторонней языковой деятельности: единый диктант на немецком языке, работа с материалами сайта (многие уже имеют такие!), конкурсы  на RusDeutsch. К примеру, многие из моей группы подали документы на курсы Гёте-института, 6 человек участвовали летом в конкурсе на лучший перевод, одна из слушательниц, автор экологического проекта, стала победительницей и была награждена поездкой в Москву. Жаль, что информация об учителях, участниках и победителях профессиональных конкурсов по линии МСНК, как и о детях и взрослых с языковых курсов не проходит через местные СМИ.

В соответствии с концепцией языковой работы в рамках самоорганизации РН, СМИ отводится большая роль. Слушатели посещают выставки в библиотеках, работают с энциклопедиями, используют справочные материалы из истории РН. Преподаватели знакомят слушателей с новыми УМК известных немецких издательств, с электронными вариантами учебников, некоторые из которых идеально подходят для взрослых слушателей (‘Deutsch lernen mit Spielen und Raetseln’).

В курсе HNN нет специально отведённых часов для работы с прессой на немецком языке, но я пришла к выводу, что эту работу всё же следует организовывать: познакомить слушателей со строением самой популярной газеты MDZ, изданиями ‘Deutsch kreativ’, ‘Vitamin.de’, ‘Schrumdirum’, ‘Globus’, ‘BIZ-Bote’, ‘Taxi’, ‘ZfD’. Преподаватели знакомят слушателей с тематикой журналов, языковым уровнем, который необходим для работы с каждым из этих изданий. Материалы нашей региональной газеты практически не нуждаются в адаптации: письма читателей, комментарии к праздникам и датам в истории немецкого народа, детские рассказы. Газета знакомит с людьми, которыми может гордиться народ.

Несколько слов хочется сказать о региональной радиопередаче на немецком языке и выразить признательность редактору Т.П. Филистович за то, что в течение 14-16 минут в неделю она умеет донести до слушателей, какие мероприятия, связанные с немецким языком и немецкой культурой, состоялись, чьи юбилейные даты отмечались, какие новые проекты реализуются в ННР и регионе в целом.

В числе принципов обучения немецкому языку выделена компетентность преподавателей. Чтобы качественно улучшить языковую работу со взрослыми, мультипликаторы по языковой работе стараются максимально эффективно учить преподавателей на ежегодных семинарах. Темы и цели семинаров меняются, но главные задачи остаются прежними: дать новое содержание по определённым разделам курса HNN, в том числе – информировать о реалиях немецкого языка; познакомить с новыми подходами к языковой работе со взрослыми; организовать языковой практикум на этнокультурном материале.

 

Мельникова В.М.,
мультипликатор по языковой работе в Алтайском крае